Наши контакты

МОУ лицей "Экос"

Адрес: Ставропольский край, г. Новоалександровск, пер. Пугач, 15

 

Телефон: 8(86544)66918

E-mail: licey-1526@bk.ru

 

Сайт Муниципального общеобразовательного учреждения лицей "Экос" город Новоалександровск Ставропольский край

 

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ЛИЦЕЯ НА 2008-2013г.г.

 

Пояснительная записка

 

   Концепция воспитательной системы – это система взглядов педагогического коллектива на государственную или воспитательную систему школы, на её познание и вытекающие из неё требования к процессу её функционирования. Концепция как общий образ будущей школы возникает при анализе собственного заказа, анализе существующей ситуации в школе, т.е. выявление социальных факторов развития, которые уже на настоящий момент имеются в школе. К таким факторам перехода обычной общеобразовательной школы в школу с углублённым изучением отдельных предметов отнесли:

 

  1. Традиции лицея «Экос» в обучении, развитии и воспитании детей в течение 15 лет.
  2. Достаточно высокий кадровый потенциал лицея, обладающий необходимым условием преподавания.
  3. Определённый уже на сегодняшний день, контингент детей.
  4. Соседство с рядом расположенными культурными учреждениями и спортивной школой.
  5. Значительная наработка лицея в области отбора и реализации образования.
  6. Интересные творческие дела, которые делают жизнь учащихся и учителей в лицее живой, радостной и запоминающейся.

   Эти факторы развития могут служить стержневой линией для формирования лицея нового типа. Музей, дом культуры, библиотека, Детский юношеский центр, православный храм и другие – наши активные помощники в удовлетворении интеллектуальных и эстетических потребностей подростков и учащихся, однако необходимо учитывать и негативное влияние социума на образовательную ситуацию в лицее (близость центрального рынка, множество кафе, частных торговых точек).

   В основе организации учебно-воспитательного процесса в нашем лицее положена идея целостности. Воспитание, обучение и развитие учащихся осуществляется в единой педагогической личностно ориентированной системе. В основу её положен приоритет воспитания, понимаемый как целенаправленное воздействие на процесс развития личности. Наша воспитательная система опирается на общечеловеческие ценности: Отечество, семья, труд, знания и культура.

  Основу содержания воспитания в школе составляют следующие направления:

  1. Расширение представлений о нормах культурной жизни
  2. Расширение представлений о человеке, как субъекте жизни и формировании способности к саморегуляции
  3. Расширение представлений о различных способах социального устройства человеческой жизни и приобщение к участию в общественной жизни
  4. Формирование индивидуального образа жизни, достойного человека, и способности корректировать собственную жизнедеятельность

 

   Традиционные компоненты содержания воспитания (экологические, правовые, трудовые, экономические и другие) имеют  место и приобретают смысл в контексте обозначенных выше направлений. Организация учебно-воспитательного процесса строится в рамках 6-дневной учебной недели для средних и старших классов и 5-дневной для начальных. В осуществлении воспитательной работы педагогический коллектив школы опирается на технологию по организации самовоспитания школьников. В этой технологии ставка делается на личностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Именно в этом отличительная особенность технологии саморазвития личности школьника, ставящей целью активизировать психогенные факторы развития, побудить школьников к самосовершенствованию, осуществить возможное педагогическое влияние на эти процессы. Сегодня коллектив нашей школы ведёт поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функций в условиях изменившегося общественного развития.  

ЦЕЛЬ:

  Создание учебно-воспитательной системы гуманистического типа, главная цель которой – максимальное развитие личности ученика и подготовке к самореализации в жизни с опорой на следующие ценностные ориентации: здоровье (физическое и психологическое), семью, Отечество.

Задачи:

  • сформировать общечеловеческие нормы гуманистической морали, культуры общения;
  • воспитать положительное отношение к труду, как к высшей ценности в жизни;

 

  • воспитать социально-значимую целеустремлённость, предприимчивость, честность и ответственность в деловых отношениях;

 ·         приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры своего Отечества, народа;

 

  • выявить и развить природные задатки творческий потенциал учащихся, реализовать их склонности и способности в разнообразных сферах человеческой деятельности;

 ·         развить внутреннюю свободу, способность к самоопределению, самореализации, самореабилитации, чувство собственного достоинства, самоуважения;

 

  • воспитать уважение к закону, нормам коллективной жизни;

 ·         развить гражданскую и социальную ответственность как важнейшие черты личности, проявляющиеся в заботе о благополучии своей страны;

 

  • воспитать у учащихся потребность поддерживать свой организм и тело физически здоровыми, развитыми, вести здоровый образ жизни.

   Сформировать личность, способную строить жизнь достойную Человека, может только систематическая и целенаправленная работая, конечной целью которой является модель выпускника средней школы. К модели  можно относиться по-разному, но она ознаменовала новый подход к воспитательной работе школы . Формирование модели выпускника осуществляется через комплексное воздействие выделенных на схеме 1 факторов на личность сегодняшнего ученика:

 

 

 

 

 

Внешняя образовательная среда

 

 

Модель выпускника школы

 

 

Индивидуальные воспитательные программы

 

 

Классные воспитательные программы

 

 

Классные образовательные программы

 

 

Возрастные воспитательные программы

 

 

Учебный план

школы

 

 

Профессионально-деятельностная позиция классного руководителя

 

 

Профессионально-деятельная позиция

педагогов

 

 

 

 

 МОДЕЛЬ  ВЫПУСКНИКА

    Выпускник лицея испытывает потребность в знаниях, любит и умеет учиться, способен к самообразованию, обладает культурой информационного взаимодействия с миром. Интересуется хотя бы одной из областей человеческих знаний и культуры, готов углубленно её изучать. Гордится своим учебным заведением, чувствует личную причастность к нему, знаком с его историей, освоился с особенностями системы обучения, знает права и обязанности, заложенные в Уставе лицея, старается им следовать. Чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах, предан традициям учебного заведения. Умеет быть учеником, уважая опыт и знания людей старших, стремится передать свои знания и опыт тем, кто младше, кто нуждается в помощи. Обладает стремлением к профессионализму в любой деятельности.

    Выпускник владеет основами коммуникативной культуры личности: умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения, владеет навыками неконфликтного общения, способен корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию, обладает способами поддержания эмоционально-устойчивого поведения в кризисной ситуации. Понимает сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявляет в отношениях с ними такие качества, как доброта, честность, порядочность и вежливость.

     Хороший сын (дочь): внимательный, заботливый, порядочный. Знает родословную семьи, социальные роли отца, матери, девушки, юноши. Строит свою жизнь по законам гармонии и красоты. Умеет вести домашнее хозяйство, составлять бюджет семьи, создавать уют в своём доме, проявляет заботу о членах семьи. Владеет навыками культуры половых отношений. Стремится к расширению знаний и умений в создании семейного очага. Бережно относится к своему здоровью и здоровью своих близких. Стремится к физическому совершенству.

Является патриотом своего посёлка: знает его историю и традиции, активно участвует в общественной жизни малой Родины. Владеет нормами поведения и общения с жителями города, основами безопасности жизнедеятельности. Является законопослушным гражданином. Понимает экологические проблемы, участвует в деятельности, направленной на решение экологических проблем. Хорошо знает трудовые резервы города. Готов к профессиональному самообразованию.

    Выпускник знает историю России, национальную культуру, традиции, имена деятелей науки, культуры, искусства, в том числе и своего города. Знает географию, природу, экологию. Ориентируется в общественно-политической и экономической жизни страны, имеет свою оценку происходящих событий. Знает государственные праздники, знает и уважает государственные символы России. Знаком с основными положениями Конституции Российской Федерации. Выпускник знает и умеет пользоваться своими гражданскими правами, добросовестно исполняет свои гражданские обязанности. Проявляет активную жизненную позицию.

     Работа лицея заключается не только в подготовленных внеклассных мероприятиях, но и в строго продуманной системе классных часов по программе «Я познаю мир». Программа имеет пять разделов: «Я и культура», «Этикет», «Я и моё Отечество», «Я и моё здоровье», «Твоя жизнь в твоих руках» она рассчитана на 11 лет обучения в основе построения лежит концентрический принцип: темы разделов повторяются с расширением круга вопросов.

 

 Содержание и формы воспитательной работы

Направление содержания

Формы и методы воспитательной работы

Традиционные мероприятия

  1. Праздник «День знаний»
  2. День урожая «Золотая осень»
  3. Новогодние праздники
  4. Вечер встречи школьных друзей
  5. Праздник последнего звонка
  6. Выпускные вечера в 9,11 классах

Познавательная деятельность

  1. Неделя безопасности дорожного движения
  2. Неделя физической культуры
  3. Неделя географии
  4. Неделя ОБЖ
  5. Неделя детской книги

Общественно полезная деятельность

  1. Операция «Забота». Поздравление учителей и учителей-пенсионеров с днем учителя,23 февраля,8 марта
  2. Операция «Ветеран»- изготовление сувениров, встречи, поздравления ветеранов В.О. войны с Днём Победы
  3. Оказание шефской помощи ветеранам войны и труда

Ценностно-ориентированная деятельность

  1. Сбор и пополнение школьного музея материалами по краеведению
  2. Экскурсия в школьный, районный, краеведческий музей
  3. Проведение различных секций патриотического направления

Правовое воспитание

  1. Встречи с медработниками
  2. Встречи с работниками суда, прокуратуры, ОВД с целью предупреждения нарушений.
  3. Индивидуальные беседы с детьми стоящими на внутришкольном учёте в присутствии инспектора по делам несовершеннолетних
  4. Составить план мероприятий, направленных на обеспечение реализации Федерального закона «Об ограничении курения табака»
  5. Проводить совместные рейды учителей совместно с представителями РОВД и ЦРБ в местах массового пребывания учащихся в вечернее время с целью предупреждения правонарушений.
  6. Встречи с работниками военкомата, курсантами военных училищ, ветеранами

 

Экологическое воспитание

  1. Экологические субботники
  2. Операция «Чистые берега». Очистка от мусора поймы реки Расшеватка.
  3. Работа учащихся по приведению в порядок парка культуры и отдыха, школьного двора
  4. Конкурс плакатов об охране окружающей среды
  5. Выпуск «Экологического вестника»

 

Художественное творчество

  1. Конкурс осеннего букета для старшеклассников
  2. Конкурс рисунков «Красавица золотая осень»
  3. Вечер старшеклассников «Осенний бал»
  4. Вечер физической культуры для старшеклассников
  5. Праздник-конкурс «Юные таланты»
  6. Конкурс новогодних газет
  7. Вечер старшеклассников посвящённый дня защитников Отечества
  8. Вечер старшеклассников посвящённый Дню 8 марта
  9. Проводы Масленицы для 5-8 классов
  10. Общественный смотр работы кружков дополнительного образования
  11. Викторина по русским народным сказкам для 1-3 классов

Спортивно-оздоровительные мероприятия

  1. День здоровья «Осенний кросс»
  2. «День бегуна»
  3. Первенство школы по футболу
  4. «Весёлые старты»
  5. День здоровья
  6. «Золотая ладья» (шахматы)
  7. «Народные забавы» (состязания в силе и ловкости) 5-8 классы
  8. Эстафета
  9. Зарница

 

 

Работа с педагогически запущенными учащимися

  1. Изучать психологические особенности этих детей, вести педагогические наблюдения
  2. Составить социальный паспорт школы
  3. Вовлекать педагогически запущенных детей в работу кружков, секций, общественных мероприятий
  4. Изучать условия жизни данной категории уч-ся в семье
  5. Организовать групповые занятия с детьми для коррекции трудностей в общении (1-11 классы)

    Внешкольная деятельность

Связь семьи и школы:

   Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательными учреждениями и семьёй в целом. Семья – часть общественного коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности, на том или ином этапе играет семья И. Брант сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Поэтому педагогический коллектив нашего образовательного учреждения в работе с родителями использует разнообразные формы совместной деятельности: «День матери», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д.

 

 

 

Организация ученического самоуправления

 Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а если необходимо приходить к компромиссам , были творчески активными инициативными, самостоятельными. Развитие самоуправления является актуальной социально педагогической задачей. Поэтому в нашей школе наряду с действующим органом ученического самоуправления  мы разработали авторский проект на основе деятельности детского программного объединения «MaXimum».

 

 ПРОЕКТ
развития школьного самоуправления
на основе деятельности детского объединения «MaXimum»
 
 
Сущность проекта заключается в создании объединения деятельность, которого является   системообразующей в процессе воспитательной работы школы.
Цель: воспитание гармонически развитой личности школьника посредством включения его в деятельность объединения.
Задачи:
1.    Обеспечение      усвоения   школьниками   общечеловеческих  ценностей,
становление и реализацию активной жизненной позиции.
 
Формирование у детей опыта и навыков гармоничного взаимодействия с
окружающей    социокультурной     и    природной    средой,     этической   и
экологической культуры,   позитивного отношения к людям, самому себе и
окружающей среде.
 
Расширение представлений школьников об окружающем мире, развитие
познавательных потребностей, коммуникативных навыков.
4.     Развитие     эмоционально-чувственной,     духовной     сферы    личности,
эстетического отношения к окружающему, потребности в самореализации в
различных видах творческой деятельности.
 
Актуальность проекта обусловлена тем, что:
 
экологических проблем, в результате переосмысления человечеством своего
исторического   опыта,    происходит       формирование    качественно   новой
культуры, ориентированной на гармоничное развитие Природы и Общества,
развивается диалог культур;
   
ближайшем     зарубежье     значительно     усилились    националистические
настроения,    обострились   национальные   проблемы,    что  актуализирует
проблемы    воспитания    у    подрастающего    поколения    толерантности,
интернационализма,   веротерпимости,   уважения   к   культуре,  традициям
других народов;
 
- в настоящее время актуализируются проблемы воспитания подрастающего/
поколения,  что требует усиления внимания к воспитывающей функции
школы, и, в частности, реализации воспитывающего потенциала   детского
объединения (организации), действующих на базе школы.
 
Содержание.
Содержанием деятельности детского объединения является краеведческая и страноведческая деятельность, организованная па основе интегративно-комплексного подхода, т. е. объединяющая в себе такие виды деятельности детей как игровая, познавательная, природоохранная, трудовая, художественная и др.
Деятельность объединения развивается по 6 основнымтематическим блокам:
I «Я - гражданин"
 II - «Ученик и его здоровье"
     III - "Ученик и его интеллект"
IV - "Тимуровцы, вперед!"
           V - "Общение и досуг ученика"
    VI - «Ученик и его семья"
  Сроки реализации проекта:
5 лет (2008 - 2013 г.г.) - каждый учебный год является самостоятельнымэтапом реализации проекта.

 

 

Бесплатный хостинг uCoz